Цель: сформировать представление о проблеме твердых бытовых отходов (ТБО) и возможных путях ее решения, расширить представление обучающихся об экологической безопасности; формировать позитивное отношение к экологической безопасности; сформировать представление о проблеме твердых бытовых отходов и возможных путях решения их утилизации; задуматься о необходимости иметь собственную позицию по отношению к экологической культуре, экологической грамотности; проявить собственную позицию к повышению экологической сознательности, к участию в природоохранных мероприятиях
Оборудование и материалы: моделированные отходы (корзина с различными образцами мусора: бумага, пластиковые материалы, батарейки, упаковка из-под пищевых продуктов, алюминиевые и стеклянные банки и пр.), технические средства обучения (компьютер, проектор, презентации занятий), раздаточный материал.
Ход занятия
- Вступление
Ежедневно человек выбрасывает мусор. Куда же он девается? Итак, ненужные нам вещи не исчезают, а попадают из мусорных контейнеров на свалку”
Ассоциативный ряд “мусор и отходы”.
Каждому учащемуся предлагается назвать слово, которое у него ассоциируется с мусором и отходами. Учитель выписывает все слова на доске, записывая, например, положительные ассоциации в левой части, а отрицательные – в правой.
Что такое мусор и отходы? учащимся предлагается дать самостоятельно определение мусору, затем обсудить это в группах.
Предлагается записать несколько определений понятия “мусор”:
Мусор – это то, что ненужно человеку в данном виде
Мусор – это Твердые Бытовые Отходы
Что мы выбросили за последнюю неделю? Учащимся предлагается написать десять образцов мусора, который они выкинули за неделю и заполнить таблицу:
Предмет
|
Категория отходов
|
1. Яблочные очистки
2. Сломанный карандаш
3. … 10.
|
Пищевые отходы
Древесные отходы
|
Учитель рисует схему на доске, начиная от блока “мусор” (старые вещи, ненужная упаковка, пищевые отходы) и стрелками указывает события до появления мусора (откуда берутся вещи, которые затем становятся мусором) и после (куда девается мусор).
Природные ресурсы —> Товар, продукты —> старые вещи, ненужная упаковка, пищевые отходы (мусор) —> мусорное ведро —> контейнер —> свалка
Таким образом, проблема мусора более глубокая – она заключается в том, что потребляются ресурсы (металлы, древесина, нефть и пр.), которые затем не возвращаются обратно в природу, а оседают на свалках.
Заглянем в мусорное ведро. Для наглядности можно разобрать мусор в корзине с моделированными отходами и использовать раздаточный материал “состав мусорного ведра”.
Как долго разлагаются разные виды отходов? Рассмотрите сроки разложения различных образцов мусора (билет, пищевые отходы, бумага, пластик, стекло). Почему пластик и стекло разлагаются очень долго в природе, или не разлагаются вообще, а пищевые отходы и бумага исчезнут без следа за несколько лет? (обсуждение в группе).
Вывод занятия: Мусор никуда не исчезает. Оба способа избавления вызывают загрязнение почвы, воды и воздуха, что в итоге влияет на Природу и здоровье человека. Объем бытовых отходов постоянно увеличивается. У Природы нет отходов. Отходы – изобретение человечества.
Игра «Отходам – нет хода!»
Класс разделить на 3 группы. Раздать шаблоны таблицы
К нам на электронный адрес пришло письмо
Уважаемые экологи Р. Мечты!
С каждым годом растет количество бытового мусора в городе. Ежегодно выбрасывается 36 500 т мусора (это примерно 20 000 машин), и мусорная свалка занимает уже 20 га. Жители выбрасывают бытовые отходы в пригородных лесах, в реки и озера. Загрязнение окружающей среды бытовым мусором способствует увеличению количества мышей, крыс, ворон в городе, а эти животные являются переносчиками многих заболеваний.
Вы могли бы нам очень помочь в борьбе за чистоту нашего города и здоровье его жителей. Для этого жителям города надо разъяснить, как можно уменьшить количество выбрасываемого мусора.
Надеемся на вас и заранее благодарны за помощь.
Жители Шевченковского р-на
- Какие способы борьбы с мусором существуют в нашем регионе?
Как правило, проблема утилизации мусора решается двумя путями – чаще вывозом на свалку, реже – сжиганием.
Состав отходов (пример заполнения таблицы)
Группа отходов
|
Проблемы
|
Пути решения
|
Пищевые отходы
|
1. Гниющие пищевые отходы — рассадник микробов. При гниении выделяются дурно пахнущие и ядовитые вещества.
2. При сжигании могут образоваться диоксины.
3. Пищевые отходы составляют около 10% от всех отходов.
4. Компост – ценное органическое удобрение. Возвращаясь в почву, органические вещества улучшают ее состав и плодородие.
|
1. Компостирование.
2. Отдать на корм скоту.
|
Бумага
|
1. На изготовление бумаги для нужд одного человека расходуется 300 деревьев.
2. Бумажные отходы занимают около 35% мусорного ведра.
3. Производство и отбеливание бумаги энергоемко и сопровождается выбросом загрязняющих веществ.
|
1. Экономить, особенно цветную бумагу.
2. Сдавать макулатуру.
|
Пластмассы
|
1. Неразлагаемые (срок разложения до 500-1000 лет).
2. При сжигании выделяют яды.
3. Отходы пластмасс занимают 10% по массе и до 40% по объему.
4. Препятствуют газообмену в почве и водоемах.
5. Запасы природного газа и нефти на планете истощаются.
|
Предпочитать товары и тару многоразового использования.
Не покупать товары в излишней упаковке.
|
Опасные
отходы
|
1. При разложении или сжигании выделяют яды.
2. Производство ртути, кадмия и др. веществ очень энергоемко.
|
Ограничить использование приборов на батарейках, пользоваться аккумуляторными батарейками.
|
Металлы
|
Производство алюминия очень энергоемко.
|
Сдавать алюминиевые банки.
|
Обсуждение с учащимися: почему нельзя смешивать отходы? (Они становятся непригодными к использованию; несмешанный мусор легче сортировать и пускать на вторичное использование или переработку; в основе борьбы с отходами должен лежать раздельный сбор мусора).
2 «Аварийная ситуация»
Каждая группа дает обоснованные ответы на следующие вопросы.
- Что делать с разбившимся градусником?
- Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком? (Краски могут содержать соли свинца, кадмия, других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения.)
- Как поступить с использованной батарейкой? (Батарейки могут содержать ртуть, кадмий, соли других тяжелых металлов.)
Аукцион идей. Что можно сделать с пластиковым стаканчиком? (учащиеся предлагают различные варианты – использовать заново, переработать, выбросить и т.д.). Пути решения проблемы отходов (пример):
Предотвращение появления отходов
|
Повторное использование вещей
|
Переработка (возвращение отходов в оборот в качестве вторсырья)
|
Заменить на стеклянную банку, которую можно сдать.
|
Ставить карандаши, посадить цветок и пр.
|
Переплавить на асфальтную массу.
|
Наиболее перспективным путем является предотвращение появления отходов. Важную роль играет сознательный выбор покупателем товаров. Чем меньше мы покупаем высокоотходных товаров, тем меньше будет производиться отходов, и меньше будет необходимость их дорогостоящей переработки или вторичного использования. Одним из путей предотвращения появления отходов является замена пластиковой упаковки на стеклянную и бумажную, с последующим сбором стеклотары и макулатуры. Помимо пользы природе, такой подход позволяет семье экономить средства.
Комментарий учителя. Принцип “Ничто не исчезает бесследно” означает, что мусор и другие загрязнители в действительности никуда не исчезают. Мусор, который мы выбрасываем, может превратиться во что-нибудь другое или измениться, но он никогда не исчезнет.
Существует общепризнанная в мире система по борьбе c отходами, которая называется по-английски RRR:reduce (предотвращение появления отходов), reuse (вторичное использование вещей) и recycling (переработка). Основу борьбы с отходами должна представлять система раздельного сбора мусора.
Еще один перспективный путь решения проблемы на региональном уровне - это введение раздельной платы за отходы в зависимости от их объема и степени опасности (принцип “Сколько намусорил – столько и заплати”). Экономические стимулы являются самыми действенными
5. «Листовка»
Каждой группе поручается составить листовку – обращение к жителям города с предложением уменьшить количество выбрасываемого бытового мусора.
Эксперты оценивают листовки и выдают жетоны группам.
6. Подведение итогов игры
Учитель. Сегодня мы убедились, что каждый может сделать полезное дело для охраны окружающей среды. Чистый город – это не только красиво, но и необходимо для сохранения здоровья каждого из вас и окружающих вас людей.
Список рекомендуемой литературы
- Алексеев С.В., Рипачева Е.А. Отечественный и зарубежный опыт формирования экологической культуры населения // Экология и образование. 2006. № 1-2.
- Игнатович Н.И., Рыбальский Н.Г. Что нужно знать о твердых бытовых отходах? М.,1995.
- Небел Б. Наука об окружающей среде. В 2-х т. М.: Мир, 1993.
- Об охране окружающей среды: федеральный закон. М.: Юрайт, 2006.
- Ресайклинг: руководство для потребителя [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.best.COM/~dillon/recycle/index.HTML
- Черп О.М., Виниченко В.Н. Проблема твердых бытовых отходов: комплексный подход. М.: Эколайн, 1996.
- WWW-сервер о компосте. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://net.indra.com/~topsoil/Compost_Menu.HTML
|