Оценка эффективности работы предприятий в экологическом плане информирование общественности: теория и практика. Конспект семинара
Хуа Ванг Ведущий специалист по вопросам охраны ОС Мирового Банка
03.12.07 г. Запорожье, Торгово-промышленная Палата
«Экологические рейтинги промышленных предприятий» (ПРАЙД) – цель, принципы, методология.
Приглашены: Мировой Банк, ГорСЭС, гор- и обл- управления экологии, СМИ, специалисты промышленных предприятий (39 зарегистрировалось).
Хуа Ванг - (Консультант МБ). Информирование общественности об экологической деятельности предприятий. За 10 лет работал в 10 странах. По присвоению рейтингов предприятиям в природоохранной деятельности. На Украине еще не работал. Решал вопросы по разработке и реализации программ по информированию общественности.
Опыт работы в Украине есть – это во Львове.
О методологии: Присвоения экологического рейтинга и информированию. Два этапа: 1) экологическая деятельность предприятий и рейтинги по нескольким категориям; 2) Информирование общественности (обнародование информации).
Рейтинги присваиваются по категориям и при этом каждой категории присваивается свой цвет. Зеленый – это принятие мер охраны ОС и не нанесение вреда. Голубой – соблюдение всех экологических стандартов. Желтый – есть незначительные нарушения. Красный – есть значительные нарушения. Черный - нанесение значительного ущерба ОС и не принятие мер по решению проблем.
Еще используется золотой для самых лучших предприятий, возможно помогающие другим.
Те, кто получает «зелен» или «голубой» цвета, эти предприятия довольны кампанией оценки, но те кто получает «желтый» или «черный» очень не довольны.
Какие показатели используются для оценки? Очень длительными могут быть: концентрации загрязняющих веществ, сбросы и выбросы, аварийные выбросы, жалобы жителей, нарушения соблюдения режимов производств, международные стандарты (соответствие и сертификации). Также ключевые показатели работы предприятий по производству, сбросы и выбросы, нанесение ущерба ОС, наличие системы управления охраной ОС. Оцениваются по пыли, окиси серы, сбросов загрязненных вод, потребление кислорода.
Если предприятия имеют стандарты ISO 14000 и другие стандарты и не наносит ущерба – это предприятие может получить «зеленый» рейтинг.
Если по сбросам не соблюдаются нормы то есть не значительные сбросы, то получают «красный» Если же соблюдает нормы, то может присваиваться – «желтый» и т. д.
Следующий шаг – это информирование обществ через СМИ – т.е. разрабатывается стратегия информирования. Иногда доводят до сведения не только окончательные рейтинги, но и промежуточные. Т.е. дается подробная информация об оценках. В некоторых случаях дается только информация о положительных рейтингах, а негативные - только руководству кампаний и определяют сроки (6 месяцев) дл устранения недостатков. Затем проводится еще раз оценка и тогда уже информация передается общественности.
Многие предприятия с положительным рейтингом используют это для повышения имиджа и рекламы. Но предприятия с «черным» рейтингом, также используют это для рекламы – обещая все исправить и признавая открыто свои недостатки.
Что используется для установления рейтингов? Нормативно-правовые стандарты. Контролирующие государственные органы проверяют их соблюдение – результаты проверок. Возможность юридической ответственности – как следствие.
Реально госструктуры часто имеют ограниченные возможности влияния на ситуацию. Предприятия разной формы собственности. Информирование общественности дает свои результаты. Это влияние на отношение населения к данному производству.
Рынок также влияет на эти предприятия – инвесторы хотят вкладывать в предприятия с положительным имиджем и в те, которые вкладывают в решения экологических проблем.
То есть реально можно создать треугольник влияния: государство, рынок, общественность. Для влияния исправление и улучшение ситуации.
Стимулы для предприятий (важно) – у некоторых предприятий нет комплексной оценки экологической природоохранной деятельности, нет сравнения с другими производствами. Предприятия получают возможность переоценит свою работу в охране ОС.
Из опыта – крупные предприятия на первом этапе не охотно присоединяются к таким кампаниям, не желают чтобы их оценивали, но они также желают улучшить свою работу, очень трудно убедить крупные предприятия вкладывать средства в охрану ОС.
Важно определиться - кто будет собирать информацию? Кто будет оценивать и присваивать рейтинги? Практически во всех странах это делают государственные структуры и общественность. В Китае ответственность взяли на себя местные органы власти.
Оценивается загрязнение воды, воздуха и образование твердых отходов, пыль и шум.
Для кампании необходимо определить цель. Что хотим достичь? Для Запорожья приоритетным является загрязнение воздуха. Тогда надо определить предприятия, которые загрязняют (определения места или сектора загрязнений). Т.е. определение источников загрязнений.
Но лучше начинать с крупных предприятий, однако учитывать, что оценки проводятся на добровольной основе, т.е. обязательно добровольно. Если есть законодательная база, то возможно использовать обязательный подход.
Если предприятие не участвует в рейтингах, то оно начинает чувствовать давление и со стороны общественности и со стороны рынка. Это можно организовать
Разрабатывается методика присвоения рейтингов и она зависит от ситуации, от местных стандартов, т.е. надо определить спектр показателей по которым будут проводиться оценки (может быть включено использование (расход) воды, сырья, энергии и т.д.).
Принципы: - объективность (для мелких и крупных предприятий, т.е. нельзя оценивать только объем выбросов); - доступность данных и информации; - воспринимаемость (простота) показателей.
На втором этапе разрабатывается стратегия информирования общественности. Определяются методы внутреннего и внешнего раскрытия информации, а также предоставления периода для исправления ситуации. Необходимо определить степень подробности и частоты подачи информации. Надо оценить ресурсы и потенциал исполнителей. Организация сбора и обработки данных. (внутренние данные предприятий, данные контролирующих структур и др).
Поддержка заинтересованных сторон – НГО самые активные, контролирующие структуры поддерживают, отделы экономики не охотно участвуют.
Институциональная ответственность. Это дает стабильность программы. Надо определить, кто и за что отвечает, обеспечивает достоверность данных и результатов, учитывать политические и финансовые аспекты, гарантии объективности оценок.
Бройде И.Л. – ситуация в Запорожье критическая, активность населения и общественности растет, надо использовать весь передовой мировой опыт для стимулирования природоохранной деятельности промпредприятий. Сейчас еще продолжается работа по оценке рисков. Надо общественности и населению определиться кто и как работает и какой вред наносит ОС. Очень трудно только по показателям выбросов определить вред, это очень сложно доказать степень вины, но оценить положительную работу в природоохранной деятельности возможно. При доброй воле всех, мы сможем получить положительные результаты в нашем городе.
Силин Николай Михайлович – «Запорожсталь». Все критерии, по которым планируется проводить рейтингование, вся информация уже передается контролирующим структурам. Хотелось бы, чтобы эта программа не стала дублированием того, что уже есть. Мы знаем наши проблемы и надо действительно сделать так, чтобы оценивалась реальная работа и вклад на каждом этапе улучшения ситуации в экологии.
Хуа Ванг - Градации черного и красного или другого цветов это необходимо определять по ситуации. Плановые и внеплановые проверки, определение общего числа нарушений дают возможность определиться. Для Запорожья надо разработать особую методику с учетом специфики региона и нагрузки на ОС.
В группы оценки включают контролирующие структуры, специалистов и ученых, консультируются с НГО и разными другими структурами. Определяется сценарий оценок. Проблемой есть и доверие рейтингам.
Периодичность - Рейтинги и информирование чаще проводились раз в пол года. Интервалы могут зависеть от ресурсов на оценки. Трудно это делать каждый месяц. Это еще зависит от периодичности проверок, но раз в год это надо делать и это возможно. Также учитывается место расположение предприятий, то есть район или в районе, надо еще учитывать отраслевой принцип и стандарты. Можно определить показатели для отрасли.
А.Багин - Думаю, что необходимо разбить предприятия на группы по специфики производств и в рамках групп проводить ранжирование. Возможно рассматривать предприятия по отраслевому принципу.
Презентация Львовского проекта (Зоряна Козак).
Обсуждение. Какая реакция самих предприятий? Обсуждались ли критерии оценок? (необходим семинар по обсуждению критериев).
Среди критериев нет внедрение энергосберегающих технологий.
Добровольное проведение экоаудитов – может ли быть одним из критериев. Да, может. Это надо обсудить.
Директор по экологии и качества ЗАлК – это положительно и актуально. Надо разработать согласованную методику для Запорожья.
Надо концентрироваться на объективных, а не субъективных данных. В рабочие группы надо включать представителей НПО, науки, госструктур и обязательно промпредприятий.
Будет ли учитываться своевременность платежей за загрязнения? Критерии надо отбирать.
Предприятия не возражают против реализации данной программы. То есть принципиальных возражений нет. Они готовы участвовать и открыты для предоставления информации.
Все будет зависеть от принятых критериев оценок т.е. определения рейтингов.
Представители предприятий заявили о том, что будут рекомендовать своему руководству участвовать в этом проект.
Надо обсудить весь спектр возможных критериев и определить консенсусом те, которые будут максимально устраивать большинство (критерии должны быть объективные и справедливые).